Характеристика породы лошадей советский тяжеловоз и правила содержания

Советские тяжеловозы – российская порода лошадей, выведенная в середине прошлого столетия. Животные адаптированы к местным условиям, обладают значительной мускульной силой, спокойным нравом. Лошадей можно разводить для упряжных работ в сельском хозяйстве, мясо-молочного производства. Сухая и плотная конституция позволяет использовать коней под седлом.


Возникновение и использование

Советский тяжеловоз является самой молодой породой среди прочих тяжеловозных пород. Появление в России своей породы тяжеловесов было обусловлено объективными причинами. На границе лесной и степной зон всегда была большая потребность в тягловой силе.  Для хозяйственных нужд южных районов требовался лес. До XIX века тягловой силой были рабочие лошади породы битюг (чистокровные или скрещенные с местными породами). В конце XIX века местные промышленники и купцы стали завозить европейских тяжеловозов: брабансонов и суффольков.

Огромные лошади плохо акклиматизировались в этом регионе и своими грубыми формами пришлись не по вкусу местному населению. Было допущено скрещивание жеребцов брабансонов с более изящными местными кобылами. Потомство получилось компактнее и привлекательнее.

Планомерная селекционная работа по созданию новой породы была начата в 20-х годах и закончена в 1952 году, когда она была полностью оформлена и получила название советский тяжеловоз. Разведением отечественных упряжных лошадей занимались на Починковском и Мордовском конезаводах.

Тяжеловозная порода была получена поглотительным скрещиванием потомков и помесей битюгов, арденов, першеронов с брабансонами и суффольками. В настоящее время конезаводы продолжают поддерживать небольшое поголовье отечественного тяжеловоза.

Описание и характеристика советского тяжеловоза

Представители отечественной тяжеловозной породы по своим физическим характеристикам уступают прародителям: высота в холке не превышает 160 сантиметров, средний вес жеребцов – 850 килограммов, кобылы примерно на 100 килограммов легче. Но по тягловой силе советские тяжеловозы превосходят брабансонов и суффольков.

советский тяжеловоз порода лошадей

Экстерьер лошади

Отличительные признаки советских тяжеловесов:

  1. Голова средней величины с широкими ноздрями, развитыми жевательными мышцами, прямыми/обвислыми ушами.
  2. Широкая шея с хорошо развитой мускулатурой, короткая (средней длины).
  3. Низко посаженная холка.
  4. Мягкая спина.
  5. Поясница средней длины.
  6. Широкий, раздвоенный круп.
  7. Мускулистый окорок.
  8. Широкая грудная клетка.
  9. Округлые ребра.
  10. Часто наблюдается дефект развития конечностей (косолапость передних, саблистость задних).
  11. Пясть широкая.
  12. Большие копыта правильной формы.

Анатомическое строение крупа и задних конечностей свидетельствуют о способности лошади к тяжелой работе. Косолапость и саблистость не влияют на рабочие качества лошади, а учитываются только при племенном разведении. В отличие от брабансонов, у советских тяжеловозов пышный хвост и отсутствуют фризы (волосяные «чулки» ниже колен), что облегчает уход за лошадями.

советский тяжеловоз порода лошадей

У отечественных тяжеловесов преобладает рыжая, бурая, гнедая масти или в сочетании с чалой. Вороной окрас встречается редко.

Характер

От французских и бельгийских предков тяжеловозы советской породы унаследовали спокойный нрав и доброжелательное отношение к людям.

Продуктивные качества породы

Советские тяжеловозы набирают массу и физические кондиции к 2-2,5 году. С этого времени лошадей можно использовать для перевозки грузов. Жеребята очень быстро набирают вес: около 300 килограммов в первые полгода и почти 200 килограммов во втором полугодии. Лошади породы советский тяжеловоз перспективны как мясные и молочные (для производства кумыса). Средняя молочность кобыл за 240 дней равнялась 3300 литрам или 13 литрам в день.

советский тяжеловоз порода лошадей

Преимущества и недостатки

Достоинства отечественных тяжеловозов:

  • хорошая тягловая сила;
  • неприхотливость к условиям содержания;
  • скороспелость.

Недостаток – подверженность вырождению.

Условия содержания

Советских тяжеловозов содержат в денниках размером не менее 16 квадратных метров (4х4) на одну лошадь, с окном на высоте от 1,5 метра. Животным необходима ежедневная 3-4-часовая прогулка в загоне и общение с сородичами. Высота помещения – не менее 3 метров. Необходима естественная или принудительная вентиляция, но без сквозняков. В качестве подстилки используют солому или опилки, которые меняют ежедневно.

советский тяжеловоз порода лошадей

Рацион тяжеловоза

Советские тяжеловозы неприхотливы к кормам. Рацион зависит от возраста, пола, назначения животного. Жеребцу для племенного разведения в период случки в день дают (в килограммах):

  • концентрированных кормов – 9;
  • сена – 16;
  • сочных кормов – 6.

В том числе обязательно должны присутствовать отруби (1,5 килограмма), жмых (1 килограмм), сено бобовое (8 килограммов). В неслучный период рацион уменьшают на 30 %. Жеребым кобылам на стойловом содержании ежедневно дают по 4 килограмма концентратов, (в том числе 1/3 – это отруби), 20 килограммов сена (из них половина – бобовое), 6 килограммов сочных кормов. Кормящим кобылам вдвое увеличивают долю концентратов, а содержание бобового сена доводят до 60 %. На пастбищном содержании количество концентрированных кормов снижают до 3-4 килограммов.

Жеребят начинают приучать к твердым кормам с 3-4 месяцев, когда они еще находятся с матками. Начальный рацион – 3 килограмма концентратов. Ко времени отъема от молочного вскармливания добавляют 1 килограмм отрубей. На самостоятельном кормлении до года жеребята должны получать до 7 килограммов сена и 4 килограммов моркови.

корм для лошадей

От года до полутора лет рацион молодых коней расширяется и увеличивается в объеме. В корм вводят овес, жмых, приучают к свежей/свежескошенной траве. Начиная с 2-х лет, рабочие лошади должны получать зимой (в килограммах):

  • сена – 13;
  • овса – 4,5;
  • отрубей – 1,5;
  • жмыха – 1;
  • моркови – 5.

В летний объем (основной рацион) – свежескошенная трава (30 килограммов). Сено и овес – по 5 килограммов. Отруби и жмых – по 1,5 килограмма. Яблоки, кормовая свекла и арбузы предлагают животным как лакомство и витаминную добавку.

Животным необходима соль. Для постоянного доступа к ней в денник рекомендуется положить брикет-лизунец. Воду подают в денник через автопоилку или в ведре перед кормлением. Разгоряченным лошадям питье давать возбраняется.

советский тяжеловоз порода лошадей

Разведение

Половозрастной зрелости советские тяжеловозы достигают в 3 года. К разведению допускаются здоровые животные, спокойного поведения. В паре для случки кобыла должна быть больше жеребца. Средний период племенного использования достигает 17 лет. При хорошем содержании кобылы и производители этой породы дают приплод до 20 лет. Выход жеребят на конных заводах – 65-67 %.

Случку проводят естественным и искусственным способами. Наилучшее время – с 15 марта до конца июля, чтобы ожереб пришелся на теплое время года, когда достаточно травы.

Между лошадьми Починковского и Мордовского конезаводов имеется отличие в экстерьере, что объясняется генетическими корнями. Мордовские тяжеловозы мельче, подвижнее и темпераментнее из-за скрещивания не только с брабансонами, но и суффольками. В результате длительного отбора для определенных хозяйственных целей в разных климатических условиях сложилось 3 типа советских тяжеловозов:

  1. Лошадь крупная, мускулистая, с легкой головой, широким крупом, энергичная.
  2. Конь среднего роста, с широким туловищем, мускулистой грудью, короткими ногами, тяжеловатой головой. Животное малотребовательно к корму, выносливое к длительным физическим нагрузкам.
  3. Лошадь очень массивная, непропорционального телосложения, с тяжелой головой, флегматичная, требовательная к корму и уходу.

советский тяжеловоз порода лошадей

Первые два типа используют для получения племенного стада. При скрещивании с малопородистыми лошадьми в первом и втором поколении получают потомство с хорошими характеристиками и работоспособностью. Третий тип для разведения не пригоден.

Болезни

Несоблюдение правил ухода за тяжеловозами приводит к развитию таких болезней, как ревматическое воспаление копыт. Причина – поение разгоряченных коней холодной водой, охлаждение потного животного под струей сквозняка. При несвоевременном или неверном лечении формируется ежовое копыто, ограничивающее работоспособность лошади.

Неполноценный рацион, темные, сырые и непроветриваемые денники приводят к развитию стрептококковой инфекции: лошадиному мыту. Наиболее подвержены мыту жеребята старше 6 месяцев и кони до 5 лет. Заражение передается воздушным путем, через питье, кормушки.

При несоблюдении гигиенических правил содержания и ухода у лошадей может развиться мокрец (подвид экземы). Грязные копыта и подстилка служат источником инфекции, поражающей любую часть тела животного. Слишком частое мытье пересушивает кожу и снижает иммунитет к бактериальному заражению. Своевременная вакцинация предохранит животных от оспы, сибирской язвы, туберкулеза, столбняка, бешенства.

Максим Валерьевич Заречный
Автор статьи
Максим Валерьевич Заречный
Окончил Херсонский экономико-правовой институт. С 2008 года занимается выращиванием ягод и саженцев малины, клубники и ежевики. Сейчас владелец небольшого питомника "Заречье Плант".
Написано статей
9997
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Dachamechty
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: